МОУ "Ломовская СОШ"

Пермский край,

г.Лысьва,

п.Ломовка,

 ул.Школьная,1

                       телефон: (34249) - 51621

                        e-mail: lomo@lysva.in 

Публичный доклад

 

   В работе с учащимися и воспитанниками школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», договором с Учредителем, Уставом, внутренними локальными актами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
    Учебный план школы на 2007-2008 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений с учетом того, что школа работает в режиме шестидневной учебной недели. Учебный план для первого класса составлен согласно СанПиНам на пятидневную учебную неделю. Номенклатура образовательных областей соответствует федеральному учебному плану и содержит необходимый объем часов на обязательные предметы для каждого класса. Предельная недельная учебная нагрузка учащихся не завышена и соответствует санитарным нормам во всех классах. Из регионального компонента в план включено изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 – 11 классах. В классах I-ой ступени обучения данный курс интегрируется с предметами «Окружающий мир» и «Природоведение». Часы школьного компонента были распределены между ступенями образования на поддержку основных предметов образовательных областей и ведение факультативных занятий. Структура и содержание учебного плана соответствуют основным целям и задачам школы и сориентированы на возможность социализироваться выпускникам школы в жизни, для чего введены факультативы «Этическая грамматика» - 5 классы, «Здоровый образ жизни» 5 – 7 классы. Также в старших классах учащиеся получают правовые и экономические знания на курсах «Право», «Экономика». Будущие выпускники школы имеют возможность определиться в выборе будущей специальности на факультативе «Профессиональное самоопределение». На развитие информационно-коммуникативных способностей учащихся, умения работать с компьютером направлено изучение курса «Информатика» на факультативных (2 – 6 классы) и предметных (7 - 11 классы) часах. Основы экологических знаний закладываются на предметах области «Естествознание» (1 – 11 классы) и в курсе предмета «География» с 6 по 10 классы. Гражданское образование школьников осуществлялось через уроки ОБЖ, литературы, истории, обществознания, права, географии (природоведения, окружающего мира), факультативные и кружковые занятия, часы общения и разнообразные внеклассные мероприятия.
   Выполнение учебного плана обеспечено имеющимся кадровым потенциалом, методической базой и материально-техническим оснащением школы.
   Общая характеристика школы
   Ломовская средняя общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность со второй половины 50-ых годов прошлого века, когда при создании одноименного поселка лесозаготовителей начала функционировать начальная школа. В это время по данным областного архива в школе обучалось в среднем около 80 человек в 4 классах. Дальнейшее образование учащиеся продолжали в Матвеевской семилетней школе, располагавшейся в близлежащем селе Матвеево на расстоянии около 4 километров.
   В январе 1960 года было построено и введено в эксплуатацию большое типовое двухэтажное деревянное здание для средней школы, куда и переехала Матвеевская семилетняя школа. В самом же с.Матвеево остались только классы начальной школы.
   Первым директором Ломовской средней школы была назначена молодой специалист, выпускница географического факультета Пермского госуниверситета – Осипова Зоя Степановна. В 60-ые годы численность учащихся была свыше 700 человек. Школа представляла собой целый образовательный комплекс: основное двухэтажное здание, где обучались в две смены дети с 5 по 10 класс, здание начальной школы, два здания интерната, здание мастерских. Обучение также велось в начальных школах лесных поселков: Киселевка, Кордон-Терси, деревени Сергино и села Матвеево. Под своей крышей школа собирала сотни детей из близлежащих и удаленных вышеперечисленных населенных пунктов, а также Гарей, Шишей, Чунтоновки, Каменки, Красот, Березовой Горы, Саи, Паркан и других, относившихся административно к Лысьвенскому и Березовскому районам.
   Это был огромный - бурлящий энергией молодых специалистов и впитывающих знания, открывающих для себя огромный непознанный мир воспитанников - дружный коллектив.
   Школа воспитала и выпустила из своих стен большое число молодых людей, которые впоследствии стали прекрасными специалистами во многих областях человеческой деятельности: военные, ученые, врачи, строители, металлурги, работники лесной промышленности и сельского хозяйства, ну и, конечно же, учителя. Приезжающие на традиционные встречи первые выпускники с огромной любовью и трепетом вспоминают годы своей учебы и прекрасных педагогов того времени.
   Со временем школа старела, дерево разрушалось, и в 80-ых годах началось строительство нового современного здания из железобетонных блоков и кирпича, которое в декабре 1987 года распахнуло свои двери.    В октябре-ноябре 2003 года в связи с оптимизацией образовательных учреждений произошла реорганизация: в состав школы вошло структурное подразделение «Детский сад пос.Ломовка». В конце марта 2004 года с окончанием ремонтных работ по перепланировке помещений для организации работы с дошкольниками детский сад полностью переехал в здание школы. С января 2007 года у нас появилось второе структурное подразделение - «Детский сад с.Матвеево».
   В настоящее время МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа» представляет собой единый образовательный комплекс, реализующий программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Школа имеет 9 учебных кабинетов, компьютерный класс, слесарную и столярную мастерские, кабинет обслуживающего труда, спортзал на 150 кв.м., спортивную площадку, столовую на 40 посадочных мест, библиотеку, гараж, помещения для ведения образовательной деятельности с дошкольниками.
   Несмотря на то, что здание школы было принято в эксплуатацию с серьезными строительными недоделками, за последние годы оно претерпевает значительные изменения в лучшую сторону. Так, в 2002 году была смонтирована двухскатная крыша из металлопрофиля и проведена ревизия системы электроосвещения с устройством софитов над классными досками во всех учебных кабинетах. В 2003 году, в связи с перепланировкой части помещений под детский сад, облагородилось восточное крыло школы. В 2004 году были заменены оконные блоки на втором этаже здания. В 2005 году были проведены работы по замене оконных блоков остальной части здания, причем строительная фирма установила блоки из современных материалов – стеклопакетов. В 2006г. – был произведен ремонт санузлов и спортивного зала, 2007г. – проведены электромонтажные работы в здании пристроя, где размещаются учебные мастерские и кабинет обслуживающего труда. Также в настоящее время ведутся работы по приведению здания и помещений школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
   За последние годы существенно улучшилась и материально-техническая база школы. По федеральным программам «Компьютеризация сельских школ» и «Дети России» наше учреждение получило компьютерное оборудование. Часть оборудования и технические средства были приобретены за счет благотворительной и спонсорской помощи, а также сэкономленных по смете собственных средств школы. В настоящее время в школе имеется 11 компьютеров и 2 ноутбука, в том числе 8 в компьютерном классе, 2 мультивидеопроектора, 1 интерактивная доска, 7 принтеров, медиатека по предметам, 2 сканера, ксерокс, 2 музыкальных центра, 2 телевизора, видеоплеер. Все это значительно улучшило преподавание не только информатики, но и дало возможность педагогам использовать современные методы обучения и по другим дисциплинам. В 2001 году на средства школы было приобретено пианино, что позволяет значительно улучшить преподавание музыки.
   Частично материальная база пополняется за счет достижений учащихся на различных мероприятиях. Так, например, в 2003 году АК «ЛМЗ» поощрило школу бытовой напольной электрической плитой за успехи учащихся в олимпиаде по технологии, которая в настоящее время используется на уроках обслуживающего труда. В 2007 году школа выиграла гранд в размере 10 тыс. рублей, который был использован на приобретение цветного принтера и цифрового фотоаппарата. Уже на протяжении нескольких лет наши спортивные команды поощряются аудиотехникой за призовые места в соревнованиях.
   На средства областных субвенций были закуплены лыжи и спортивный инвентарь, оборудование для уроков технического труда. В сентябре 2005 года школа получила мебель. Это частично решило проблему замены школьной мебели. В 2007 году было практически полностью заменено технологическое оборудование на пищеблоке: закуплены новая электроплита с жарочным шкафом, электрокомбайн, холодильное оборудование, мойки из нержавеющей стали, кухонная посуда, установлен водонагреватель с подводкой горячей воды к моечным ваннам столовой школы и буфета детского сада. В постирочную приобретена стиральная машина автомат.
   Школа имеет в своем распоряжении десятиместный микроавтобус УАЗ 2206, который не только обеспечивает своевременную доставку продуктов питания в столовую, получение необходимых хозяйственных и канцелярских товаров, учебно-наглядных пособий и оборудования, но и с помощью его наши дети и учителя имеют возможность участвовать в городских мероприятиях.
   В лучшую сторону изменилось и материально-техническая база детских садов. Во-первых, педагоги могут использовать в полной мере на своих занятиях с детьми школьное учебное оборудование. Во-вторых, у детей появилась обустроенная площадка для занятий и прогулок на воздухе, где есть крытая веранда, песочница с красочным грибком. В-третьих, летом 2004 года была закуплена партия игрушек и учебно-наглядных пособий для работы с дошкольниками. Родительские комитеты детских садов всячески стараются оказать помощь персоналу, чтобы их детям было хорошо и комфортно.
   В целом, техническое состояние школы и материальная база вполне удовлетворительны и позволяют обеспечивать реализацию заявленных выше образовательных программ на достаточном уровне.
   Характеристика окружающей среды и социальный заказ.
   Школа расположена в 50-ти километрах от города Лысьвы и в настоящее время ученический коллектив комплектуется только из детей трех населенных пунктов: пос. Ломовки – 31 человек, с.Матвеево – 34 человека и д.Сергино – 2 человека. В 2007-2008 учебном году в школе обучалось 67 учащихся и 22 воспитанника детских садов. Таблица 1 показывает распределение учащихся по ступеням образования.
   табл.1

 

Количество учащихся,
чел.

Доля учащихся
от общей численности, %

I ступень

18

26,8

II ступень

43

64,2

III ступень

6

9,0

Всего

67

100,0


   Уже много лет не поступают в школу дети из д.Парканы, потому что там нет детского населения. С 2005 года не стало детей из пос.Кордон-Терси, т.к. этот населенный пункт перестал существовать. Все это связано с теми социально-экономическими проблемами, которые присущи для всего нашего государства, а именно: закрытие предприятий функционировавших за счет добычи природных ресурсов, в данном случае это заготовка леса; разрушение инфраструктуры сельскохозяйственного производства из-за огромного разрыва в паритете цен на сельхозпродукцию и энергоресурсов с машинами и с/х оборудованием. Это в свою очередь привело к низкой оплате труда, значительному ухудшению материального положения людей живущих в сельской местности, оттоку населения и, что самое главное, невидению молодежью перспективы. Перечисленные выше особенности накладывают отпечаток и на формирующийся контингент учащихся и воспитанников школы. Так из 67 учащихся - 11% - дети из семей безработных родителей, 21% – дети из многодетных семей, 14% – из неполных семей, 5% – из неблагополучных семей. И, как видно из табл.2, за последние 3 года происходит уменьшение в процентном выражении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (неработающие родители, а в большинстве случаев это пьющие родители, отсутствие в семье одного из родителей и т.д.), за счет уменьшения количества семей в абсолютных цифрах.
   табл.2

Дети из категорий семей

2005 – 2006 уч.год

2006-2007 уч.год

2007-2008 уч.год

безработных, %

14

16

11

многодетных, %

30

27

21

неполных, %

21

19

14

неблагополучных, %

19

7

5

Всего семей

48

43

42


   Разновозрастные группы дошкольников, состоящие из 22 человек, представлена следующими категориями детей: 35% – дети из многодетных семей, 85% – дети из малообеспеченных семей, 25% – дети из неполных семей. Все это является следствием социально - экономических процессов, происходящих в обществе, и естественно отражается на работе школы.
   В социальном составе родителей имеются рабочие лесной отрасли, служащие, работники сельского хозяйства, безработные и пенсионеры.
   Уровень образования родителей:

·  высшее – 10%;

·  среднее специальное – 43%;

·  среднее – 45%;

·  основное – 2%.
   Причем, высшее образование среди родителей учащихся имеют только педагоги.
   Школа расположена в таком социально-культурном окружении, где остро ощущается дефицит в возможностях предоставления населению услуг в плане организации культурно-оздоровительного досуга, реализации своих способностей и возможностей. И, тем не менее, только школа в сельской местности может взять на себя функцию образовательного, культурно-оздоровительного центра. Деятельность образовательного учреждения дает возможность жить, верить в будущее, надеяться на лучшее. Этому способствует имеющийся кадровый потенциал и материальная оснащенность школы.
   Относительная удаленность школы от научных, культурных центров района создает своеобразный микросоциум и делает актуальным не только обучающую деятельность педагогического коллектива, но и воспитывающую. В школе действовали кружки от Кормовищенского Дома Творчества: Компьютерный, Хозяин и хозяйка сельского дома, НОУ «Речевой этикет», Танцевальный, Юные экологи, спортивные секции «Баскетбол», «Волейбол»; от ДТДЮ: Интеллектуальные игры и школьные творческие объединения: Хоровой, Краеведческий, Театральный, «Патриот», Юный художник, Этический, Прикладная физика, Легкоатлетическая секция. Созданы условия для занятий шахматами, пионерболом, футболом.
   Режим работы школы.
   Школа работает в одну смену при шестидневной учебной неделе. Уроки по 45 минут, во вторник и в пятницу по 40, т.к. в эти дни проводятся индивидуальные занятия и консультации с учащимися или методические совещания с педагогами. У учащихся первого класса пятидневка.
   Начало занятий – 08.20 час., последний шестой урок заканчивается в 13 час. 55 мин. Около 50% учащихся проживают в с.Матвеево и доставляются в школу рейсовым автобусом городского автотранспортного предприятия с сопровождающим педагогом, также проживающим в этом селе. Поэтому по договоренности с руководством автотранспортников расписание уроков и график движения автобусов построены так чтобы дети успевали подъехать к началу первого урока и подойти на остановку после шестого урока.
   В течение учебного дня для приема пищи предусмотрены 3 большие перемены: после 2, 3 и 4 уроков. В послеурочное и вечернее время проводятся кружки, секции, дополнительные индивидуальные занятия, консультации по предметам, внеклассные мероприятия школы и ученических коллективов.
   При необходимости, для проведения крупных общешкольных творческих дел, по представлению зам.директора по ВР или инициативной группы приказом директора вводится режим сокращенных уроков (35 – 40 минут) на этот день.
   Структурные подразделения – «Детский сад п.Ломовка» и «Детский сад с.Матвеево»– работают в режиме пятидневки по 10,5 часов. Занятия с воспитанниками средней возрастной группы проводятся в утренний отрезок времени, а с детьми младшей подгруппы одно занятие утром, второе - после дневного сна. Воспитанники обеспечиваются трехразовым питанием.
   На селе рынок образовательных услуг представляет только школа, выполняющая роль образовательно-культурно-воспитательного центра, объединяющего прежде всего родителей, учащихся и учителей, привлекающего к своей деятельности другие социальные организации.
   Сельской школе на данном этапе (обозримом будущем) предстоит решать довольно сложную задачу: подготовить учащихся к выбору жизненного пути, сформировать умение адаптироваться в обществе, самореализовать себя, при этом сохранить высокий уровень общеобразовательной подготовки.
   Цель школы - воспитание и развитие личности, образованной, готовой к творческой деятельности и нравственному поведению, способной к самореализации. Именно школа должна стать гарантом интеллектуального, нравственного, физического развития учащихся. Она должна удовлетворять разнообразные образовательные запросы и детей, и родителей, а также обеспечивать их всестороннее развитие.
   Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
   В своей деятельности по реализации цели и задач образования педагоги школы опираются на принципы, определяющие содержание, способы развития образования, стиль взаимодействия её субъектов.

·  Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой. Этот принцип требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость половой, возрастной дифференциации, состояние здоровья ребенка.

·  Принцип опоры на положительное. Вера в добрые начала.

·  Деятельностный принцип. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердце и душу человека. Чем шире, теплее и крепче отношения, которые возникают в процессе детской деятельности, тем больше способов взаимодействия с людьми, тем свободнее человек, тем успешнее процесс социализации.

·  Принцип самореализации. У каждого ребенка существует потребность в активизации своих способностей. Важно пробуждение и поддержка стремлений учащихся к проявлению и развитию своих способностей и возможностей.

·  Возрастной принцип. Развитие воспитанника осуществляется последовательно и с учетом возрастных особенностей.

·  Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству (индивидуальному и коллективному) воспитанник выявляет свои способности.

·  Принцип целостности обучения и воспитания. Принятие ребенка как единство биологического, психического, социального, духовного.
   На 2007-2008 учебный год были поставлены задачи, выполнение которых выразилось следующим образом:
   1) повышение результатов обучения через использование развивающих методов и средств обучения, изучение и внедрение новых педагогических технологий

·  успеваемость составляет 100%, качество знаний по сравнению с прошлым годом повысилось на 4,8% (2ступень – на 13,5%, 3 ступень – 3%)

·  участие школьников в конкурсах, международных играх (Мовченюк М.-5 кл. занял в районе 5 место в игре «Лис», Осинцева М. – 7 кл. – 8 место; Лыга О – 7 кл. –28 место в игре «Енот» и т.д.)

·  проведены педсоветы: Обучение и воспитание успехом, Мотивация учения – основное условие успешного обучения, Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога

·  методические совещания: Новые способы работы с информацией, Диалоговое обучение, Психологический климат на уроке, «Умственные карты» как средство повышения качества знаний, Организация личностно-ориентированного урока
   2) создание оптимальных условий для раскрытия личности, ее саморазвития и самореализации

·  использование программы «Этическая грамматика» А.Шемшуриной в 1-4 кл, «Самосовершенствование школьника» Селевко в 5-11 кл.

·  использование проектной деятельности, методики КТД

·  демократизация школьной жизни (детское самоуправление- актив учащихся «Лидер» - участник слета сельских школ по проблемам самоуправления, фестиваля педидей)

·  на базе нашего ОУ работает выездная школа «Лидер»
   3) совершенствование и поиск форм и методов работы с семьей

·  по- прежнему традиционны формы работы с семьей – общешкольное родительское собрание, Дни открытых дверей, Семейный клуб.

·  совершенствуются формы проведения родительских собраний – собрание – практикум, работа в группах, выпуск Памяток для родителей по теме родительского собрания, использование ИКТ, театрализаций.
большое внимание уделяется семьям группы риска - индивидуальные беседы, консультации с учителями предметниками, посещение семей.
   В течение учебного года школа обеспечила реализацию прав и свобод участников образовательного процесса:    1) по учебному плану велись все предметы федерального компонента, регионального – «ОБЖ», часы школьного компонента были отведены на поддержку основных курсов, а также на факультативные занятия: «ЗОЖ», «Информатика», «Экономика», «Французский язык» и др. Учебная недельная нагрузка учащихся соответствовала допустимому уровню. В течение учебного года учащиеся 2-11 классов работали в режиме шестидневной рабочей недели и имели достаточное количество каникулярных дней. Первоклассники работали в режиме пятидневной рабочей недели и имели дополнительные недельные каникулы в феврале-месяце;
   2) доступность образования для учащихся школы, проживающих в других населенных пунктах, обеспечивалась через осуществление их подвоза маршрутным транспортом (в течение прошедшего учебного года сменилось три «Перевозчика», работавших на маршруте «Матвеево-Лысьва», и администрации школы пришлось договариваться с ними, чтобы обеспечить подвоз учащихся). В зимнее время школьный м/автобус обеспечивал подвоз учащихся из д.Сергино. В этом учебном году педагогам школы приходилось выезжать в с.Матвеево и работать индивидуально с учащимся в связи с медицинским заключением об обучении его на дому;
   3) учащиеся имели возможность реализовать себя в различных кружках и секциях, работавших на базе школы, которые были организованы и от школы, и от Кормовищенского Дома творчества, и от ДДЮТ г.Лысьвы;
   4) участники образовательного процесса имеют возможность участвовать в управлении школой через детские органы самоуправления: Совет старшеклассников, Совет младших командиров, общее собрание трудового коллектива, педсовет и др.;
   5) качественное образование обеспечивалось штатными педагогами школы, из которых 8 чел. имеют I квалификационную категорию, а также учителями-совместителями 2 чел. (I и высшая кв. категория). Об уровне профмастерства педагогов школы говорит то, что наши представители являются победителями и призерами конкурса «Учитель года сельской школы» (2006-2007 уч.год – Осинцева О.С. – I место, 2007-2008 уч.год – Мезенцева А.А.- II место). Якушева О.М. стала лауреатом фестиваля уроков с использованием ЦОРов проходившем в январе 2008г. Педагоги школы участвовали в НПК по итогам апробации УМК издательства «Просвещение». Педагоги школы регулярно повышают свою квалификацию через курсовую подготовку. В этом учебном году 10 человек прошли курсы «Базовая ИКТ – компетентность», 2 человека обучались на дистанционных курсах
   За 2007-2008 уч.год успеваемость по школе составила 100%, качество знаний 50,8%. Причем, в школе есть резерв для повышения качества образования. В этом учебном выпускница школы – Осинцева Екатерина окончила школу с серебряной медалью.
   Мы рассматриваем школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее развитие личности, обладающее системой воспитательной работы социально-нравственной ориентации. Под системой воспитательной работы понимается отношенческая среда, возникающая в жизненном пространстве школы в ходе деятельности по реализации целей воспитания и обучения.
   Выпускник школы - это личность образованная, обладающая культурой поведения, здоровая, стремящаяся к знаниям, трудолюбивая, готовая стать хорошим семьянином, стремящаяся к самореализации, выбору жизненного пути.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz